Церковь (община христиан) была создана Господом Иисусом Христом, Сыном Божьим, из Его Апостолов, когда Он ниспослал на них от Отца Святого Духа. Принять Святого Духа могли только те, кто уверовал по проповеди Апостолов, был ими крещен и на кого они призвали Духа Святого вместе с возложением своих рук (сегодня таинство Миропомазания). Приемниками Апостолов в деле Крещения и возложения рук для принятия Святого Духа стали епископы, поставленные самими Апостолами. Два епископа имеют право рукоположить одного епископа, а епископ священника, поэтому Дух Святой пребывает и передается в Церкви через священнослужителей.
Крещение детей было принято уже в 1-м веке. Сам Христос говорил Апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:14-15). Ребенок, особенно новорожденный младенец, не может понять смысла происходящего Таинства, сказать о своей вере, ответить на вопросы священника. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, потому что Дух Святой необходим для возрождения души ребенка, воспринявшего от родителей общую греховную испорченность естества, для его правильного возрастания, для сохранения его духовного и телесного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками, или крестными родителями. Они принимают его на руки после погружения в купель (отсюда «восприемники») и поручаются за его будущие веру и благочестие. С этого момента крестные обязуются по возможности наставлять своего крестника, всю жизнь молиться о нем, следить за его религиозным воспитанием, принимая в нем активное участие. Ответ за это воспитание они будут давать на Страшном Суде.
В последовании Таинства Крещения крестные дают Богу обеты (обещания) Крещения. На вопрос священника: «Отрекаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» крестный отвечает: «Отрекаюсь». Так трижды. Далее священник призовет крестных дунуть и плюнуть на сатану, то есть в сторону запада, символизирующего царство тьмы. – «Сочетаешься ли Христу?» – «Сочетаюсь!» – «И веруешь ли Ему?» – «Верую Ему яко Царю и Богу!» – «И поклонись Ему». Крестный совершает крестное знамение и поклоняется на восток, символ света: – «Покланяюсь Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосу́щней и неразде́льней». Таким образом, крестный обещает от лица ребенка всегдашнюю верность Христу, поклонение Богу и противодействие врагу нашего спасения — дьяволу.
Крестный должен быть живым христианином: то есть, он должен знать основные догматы веры, не должен смертно грешить, должен молиться и соблюдать посты, стараться жить по Евангелию, участвовать в Таинствах, быть отзывчивым на просьбы родителей о помощи. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его вырастили для вечности, воспитали настоящим христианином. Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей. Вера начинается с прочтения Евангелия. Это первое условие участия родителей и восприемников в Таинствах. Второе необходимое условие — молитвенная жизнь. Родители и крестники непременно должны знать молитвы Отче наш, Богородице Дево, Символ веры…
К сожалению, часто отношение ко крещению у родителей магическое: они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. Но крещение – это только потенциальная возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это зерно, для которого нужна хорошая почва. Поэтому каждому христианину необходимы знания в объеме хотя бы воскресной школы, где учат правильному пониманию Евангелия и его реализации в жизни. Ребенка необходимо приучать к Церкви, носить, а затем водить к Причастию, объяснять ему истины веры и нравственности, учить молиться и — что главное — помочь полюбить Бога. Тогда, став взрослым, такой человек не зря проживет жизнь и будет с благодарностью молиться о тех, кто подарил ему радость и смысл жизни.